Электронная Ольга Васильева

На портале нормативных правовых актов через неделю закончится общественное обсуждение документа, которому посвящена статья профессора кафедры философии и методологии Саратовского государственного научно-исследовательского университета Веры Афанасьевой. Статья о том, что ждет российское образования в связи с принятием данного документа, за которым в недалёком будущем - массовые сокращения преподавателей и экономия на их зарплатах,  увольнение "под шумок" неугодных и ужесточение контроля за образованием. За этим документом- катастрофа, считает автор статьи.

Электронное обучение

"Небольшой вроде проект, незаметный, но в нем изложена опаснейшая стратегия - обходиться в образовании без преподавателей. Все очень просто: в вузах внедряется система дистанционного обучения, и составляется перечень специальностей, при изучении которых применение только электронного обучения не допускается. Все прочие специальности, в список не попавшие (а таких наверняка будет львиная доля!), можно будет изучать виртуально - хоть с первой буквы до последней, поскольку процент электронных занятий, их нижний допустимый порог не определён. Те же дисциплины, которые в список попали, тоже можно будет изучать электронно, но не целиком", - пишет Вера Афанасьева в блоге "Взгляд-инфо". По ее мнению, понятно, почему принимается документ: "электронное обучение позволит провести в недалёком будущем массовые сокращения преподавателей и серьёзно сэкономить на зарплатах. Во-вторых,  ещё более ужесточить контроль за образованием, особенно в гуманитарных науках. В-третьих, под шумок избавиться от всех неугодных"

Понятно также, почему  приказ вынесен на обсуждение в разгар лета, когда преподаватели в отпусках: "власть снова хочет провести все шито-крыто - обсуждение без осуждения и принятие без неприятия".

Чем грозит российскому образованию этот приказ?

1."Катастрофой. В недалёком будущем значительная часть занятий во многих вузах страны из аудиторных может стать электронными. Послушные любому, даже самому нелепому начинанию сверху вузовские администрации, стремясь выслужиться, будут активно внедрять электронное обучение, дружно щебеча о техническом прогрессе и эффективности. А бедные студенты, чьё сознание и так не перегружено систематическими знаниями, будут вынуждены слушать лекции, похожие на телепередачи, и участвовать в семинарах, которые так же отличаются от настоящих, как еда на экране от самой еды.  И лишатся при этом главного преимущества очного образования - возможности лично и непосредственно получать знания от настоящих профессионалов. Фактически, поголовно превратятся в заочников, а чем заочники в качестве знаний уступают очникам, можно и не говорить".

2."Если так произойдёт, отечественному образованию будет нанесён огромный, ничем невосполнимый урон. Начать с того, что целый ряд дисциплин принципиально требуют обратной связи: вопросов-ответов, постоянных пояснений, живого участия студента - их просто невозможно изучать онлайн. В первую очередь, это естественнонаучные и технические дисциплины - и наверняка не все они попадут в спасительный список".

3.Студенты лишатся преподавателей, создающих образовательную ауру. Ведь университетские преподаватели  "нередко служат этическими и интеллектуальными образцами, просто примерами хороших и интересных людей для имеющей так мало достойных ориентиров молодёжи. А ведь образование - это и воспитание,  прежде всего, воспитание персоной".

4. Студенты лишатся лекций и семинаров. Того, что есть подлинное и живое общение "тех, кто учит и тех, кто учится, общение, интересное и полезное всем. А образование - особая среда, питающая умы, души, сердца, формирующая личность. И лишать студентов подлинного общения и с преподавателями, и друг с другом - значит выхолащивать образование, делать из него совсем уж несъедобный суррогат".

5.  "Со временем электронные лекции подвергнутся оптимизации и унификации. Их просто начнут централизованно записывать в кругах, близких к Минобрнауки, и тиражировать по стране - в духе времени делать из них клипы. Вряд ли подобные продукты будут качественными - скорее всего, конвейерное производство сделает их крайне формальными. В перспективе такие лекции можно будет показывать даже на некоторых тв-каналах или проводить их массовые интернет-трансляции - почему бы и нет?"

6."Десятки тысяч лекторов при этом станут ненужными и отправятся на те же социальные свалки, куда уже почти тридцать лет наше государство выбрасывает самых разных специалистов".

7."Качество электронного образования нельзя будет по-настоящему контролировать: невозможно будет определить, кто именно и как получает знания по ту, студенческую, сторону экрана. Зато можно будет целиком контролировать содержание лекций и семинаров - это особо важно в гуманитарных курсах, потенциально содержащих возможность вольнодумства".

Государству не нужны образованные люди

По мнению автора, причина принятия документа кроется не только в отсутствии денег и экономии на социальной сфере - на образовании, на здравоохранении. Власть "особо не скрывает этого и время от времени цинично заявляет: все недовольные могут из образования катиться вон". Есть более глубокая и серьёзная причина "грядущей виртуализации российского образования - нашей власти не нужны образованные люди. Во-первых, это не соответствует экономической политике страны: ни в обслуживании трубопроводов, ни в сфере услуг серьезного образования не требуется. Во-вторых, это не соответствует отечественным политическим стратегиям: образованные люди - это люди свободные, думающие, смелые, несогласные с несправедливостью, не поддерживающие глупость, видящие истинные причины происходящего и разные варианты будущего. Такими людьми трудно управлять. Вот почему любое понижение качества образования нашей власти, стремящейся к тотальному контролю над умами, не только на руку - необходимо".

Как сэкономить деньги? Сделать электронный Минобрнауки

Но почему бы не "уменьшить средства на содержание никому не нужного чиновничьего аппарата, надзирающего за образованием и мешающего ему свободно и полноценно развиваться?"

И почему бы не сделать "электронный Минобрнауки - он был бы куда умнее, полезнее, честнее нынешнего, а ел  бы куда меньше. Поставить с десяток-другой мощных компьютеров - они вполне справятся с контролем того, что в образовании следует контролировать. Главный компьютер назвать Ольгой Васильевой - пусть себе руководит электронно. А если электронная Ольга Васильева, как это время от времени случается у киборгов, затеет очередной разрушительный проект против людей, всегда можно будет ее выключить.

А так - пусть себе гудит-жужжит  это электронное министерство, в игры компьютерные играет, само себя поучает и улучшает, сколько ему заблагорассудится. А мы пока нормально поработаем".

Высшее образование
Вам будет интересно: